Вопросы к школьному I туру олимпиады по экологии
9 класс
1. При озеленительных работах особо
важен подбор теневыносливых видов древесных пород (на затененных улицах, с
северной стороны зданий, в парках и т.д.). По каким признакам выделяются
теневыносливые растения?
2. Расположите предлагаемые виды
животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, собака,
обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов
приносят за один раз 1-2 детенышей, а других – несколько сотен тысяч.
3. Назовите экологические последствия,
возникающие в результате интенсивной сельскохозяйственной деятельности.
Ответы:
1. Основные
критерии теневыносливости древесных и кустарниковых пород:
а) форма кроны: у
светолюбивых –крона ажурная, слабо лиственная, у теневыносливых – плотная,
густая, так как листья или хвоинки способны развиваться не только на периферии,
но и в глубине кроны при минимальном освещении;
б) соотношение
высоты дерева и толщины ствола у
подроста - теневыносливые древесные породы,
способные расти в густом насаждении, быстрее растут и сильнее вытягиваются, у
светолюбивых при том же диаметре ствола меньшая высота, т.к. при недостатке
света они растут медленнее;
в) листовая
пластинка у теневыносливых – широкая и крупная, но тонкая, цвет листа
темно-зеленый;
г) на цитологическом уровне – у теневыносливых
пород хлоропласты крупные и располагаются в клетке диффузно или скапливаются в
нижней части клетки;
д) на
физиологическом уровне – количество хлорофилла «в» в листьях теневыносливых
пород больше, чем хлорофилла «а».
2. Ряд видов животных, построенный по
порядку увеличения их плодовитости: шимпанзе, собака, свинья, озерная лягушка,
обыкновенная щука. Чем более выражена забота о потомстве у вида и,
следовательно, меньше смертность потомства. Тем ниже плодовитость самок этого
вида.
3. Основными экологическими
последствиями являются:
1. Эрозия.
2.
Заболачивание и засоление почв вследствие интенсивного орошения.
3.
Загрязнение почвы.
4. Сведение
лесов.
5.
Исчезновение видов из-за потери мест обитания.
6.
Загрязнение поверхностных и подземных вод.
10 класс
1. Назовите
птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах
улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните,
с чем это связано.
2. Зимой для
таяния ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному
сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения
происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой. Как и почему может измениться
состояние деревьев и травы в придорожной зоне.
3. Определите, к
каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно
отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха,
паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс
углекислого газа заводами, соленость воды.
Ответы:
1. Грачи,
утки-кряквы, вороны. Это связано с тем, что возросло количество доступной пищи
зимой: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы (для
теплокровных опасен голод, а не холод).
2. Соль
смывается с дорог водными потоками в водоемы и почву. В результате засоления
изменяются условия обитания водных и почвенных организмов. Большинство из них
не способны выживать при высоких концентрациях солей. Растения засыхают и
погибают от обезвоживания.
3. Абиотические
факторы: влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха,
соленость воды. Биотические факторы: паразитизм, конкуренция, хищничество.
Антропогенные факторы: вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого
газа заводами.
11 класс
1. Чем в естественной среде обитания
определяются границы ареалов биологических видов? Что способствует изменению
ареалов в настоящее время?
2. В чем заключаются возможные
нарушения водного баланса территории, возникающие в результате уничтожения на
ней древесной растительности.
3. Расчеты, проведенные учеными,
говорят о том, что в ближайшие 150-180 лет количество атмосферного кислорода
сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием.
Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению
доли кислорода в атмосфере.
Ответы:
1. Границы ареалов определяются
биотическим потенциалом популяции того или иного вида, т.е. способностью
размножаться и толерантностью к условиям среды. Границы ареала зависят от
наличия внешних физических барьеров (проливы, высокие горные хребты, ущелья,
тектонические разломы и т.д.), которые могут препятствовать распространению
организмов данного вида, даже если у него есть внутренние потенции к этому. Границы
ареалов могут определяться и биотическими причинами (например, ареалы шмелей
определяются ареалами растений, на которых они кормятся). Изменение ареалов
биологических видов связано с эволюционными процессами, в течении длительных
промежутков времени ареалы могут расширяться и сужаться благодаря естественному
отбору и видообразованию. В настоящее время границы ареалов во многом
определяются хозяйственной деятельностью человека: распашкой, сведением лесов,
интродукцией видов в новые местообитания.
2. Растения играют большую роль в
регулировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным
последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания
грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на
транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит
расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории. В
условиях недостаточного увлажнения и низкого уровня залегания грунтовых вод
сведение лесной растительности приведет к тому, что большая часть тающего снега
и выпадающих осадков будет стекать с поверхностным стоком. Инфильтрация
снизится. В половодье и паводки сток увеличится, а в маловодные периоды
уменьшится. Грунтовые воды опустятся глубже, произойдет иссушение территории.
3. Возрастающие темпы сжигания топлива
(угля, газа, нефтепродуктов, торфа, и др.); сокращение площади лесов и вообще
растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов, приводящее к
гибели водных растений.
Вопросы к школьному I туру олимпиады по экологии
10 класс
1. Назовите
птиц, которые несколько десятилетий тому назад в средних и северных широтах
улетали на зиму на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните,
с чем это связано.
2. Зимой для таяния
ледяной корки на дорогах используют соль. Это способствует значительному
сокращению дорожно-транспортных происшествий. Опишите, какие изменения
происходят в водоемах и в почве рядом с дорогой. Как и почему может измениться
состояние деревьев и травы в придорожной зоне.
3. Определите, к
каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно
отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха,
паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс
углекислого газа заводами, соленость воды.
_____________________________________________________________________________
Вопросы к школьному I туру олимпиады по экологии
11 класс
1. Чем в естественной среде обитания
определяются границы ареалов биологических видов? Что способствует изменению
ареалов в настоящее время?
2. В чем заключаются возможные
нарушения водного баланса территории, возникающие в результате уничтожения на
ней древесной растительности.
3. Расчеты, проведенные учеными,
говорят о том, что в ближайшие 150-180 лет количество атмосферного кислорода
сократится на одну треть по сравнению с его современным содержанием.
Перечислите виды человеческой деятельности, которые способствуют сокращению
доли кислорода в атмосфере.
|