Муниципальное образовательное учреждение
___________________________________
«Принято»
Руководитель МО
/
__________./
ФИО
Протокол № от
« » 200 г.
|
«Согласованно»
Заместитель руководителя по УВР МОУ
/ /
ФИО
« » 200 г.
|
«Утверждено»
Руководитель МОУ
/ /
ФИО
Приказ № от
« » 200 г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Ф.И.О., категория
по экологии , 5 класс
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
____ от
«__» 200_ г.
2009 - 2010
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа курса экологии «Введение в
биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы
составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,
1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук,
доц. Ю.И. Буланого).
Данная
программа подкреплена учебником Суховой Т.С., Строганова В.И. «Природоведение»,
5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2009. – 224 с.
Концептуальной основой данного курса
экологии являются идеи:
-
преемственности начального и основного общего образования;
- интеграции
учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.);
- гуманизации
образования;
- соответствия
содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;
- личностной
ориентации содержания образования;
-
деятельностного характера образования и направленности содержания на
формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной,
практической, творческой деятельности;
- формирование
у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетентностей: в
общении, познавательной деятельности).
Эти идеи являются базовыми при определении структуры,
целей и задач данного курса.
Цель курса:
целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий через
установление общих признаков жизни: вырастить «главные ветви» знаний, а затем
идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи курса и экологического образования в целом представляют в
совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Образовательные:
-
формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах
обитания человека;
-
системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению
состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- способствовать формированию у школьников предметных умений и
навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные
объекты, сравнивать их, ставить несложные
опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые
организмы (растения, животные, грибы) своей местности через систему лабораторных
работ и экскурсии;
- создать условия для формирования
у учащихся творческой, учебно-исследовательской
и проектной компетентностей.
Развивающие:
- создать условия для развития у
школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;
- развивать у учащихся
все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,
положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал
каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение
значимости любого урока для каждого ученика;
- развитие волевой сферы –
убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению
экологических знаний и личному участию в практических делах по защите
окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитывать потребности (мотивов, побуждений) поведения и
деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей
среды, ответственного
отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию (компетентность деятельности), умение
работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных
работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов (компетентность социального взаимодействия.
В 5 классе на реализацию курса
экологии «Введение в биологию и экологию» согласно базисному учебному плану из регионального компонента выделено 34
учебных часа (из расчёта по 1 ч/нед.). Из них на теорию выделено 25 часов, на лабораторные работы – 6 часов, на практические работы – 1 час,
на экскурсии – 2 часа.
В ряде международных и национальных документов образование в области
окружающей среды (экологическое образование) признается приоритетным на правлением
совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Вводный курс
экологии «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни
на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды
обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести
учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через
установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и
неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы
дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей
характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со
средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в
необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого
человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится
этими знаниями.
Курс экологии
«Введение в биологию и экологию» для
учащихся 5-х классов состоит из следующих разделов: