УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (3 класс)
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. (слайд1)
Цели: (слайд2)
- Познакомить учащихся с новыми понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»;
- Показать учащимся, что Природа – наш общий дом: бережем дом – бережем здоровье;
- Учить соблюдать правила личной экологической безопасности;
- Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление;
- Воспитание экологической культуры учащихся.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Энергизатор
Учитель: отвечаем, запоминаем.
-Вам тепло? Да.
-Вам светло? Да.
-Прозвенел звонок? Да.
-Уже закончился урок? Нет.
-Хотите учиться? Да.
-Можете садиться.
II. Актуализация знаний
Учитель: сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Наша безопасность». Как вы понимаете слово безопасность?
Учащиеся: безопасность – защита от опасности. (слайд3)
Учитель: какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека?
Учащиеся: животные, ядовитые грибы, ядовитые растения, окно, балкон и др
III. Проверка знаний
Учитель: Ответьте на вопросы: (слайды 4-7)
1. Что опаснее: гром или молния? Назовите правила поведения во время грозы. 2. О каком животном идёт речь?
По земле ползёт, а к себе не подпускает. Как уберечься от неё?
3. Безобидны ли домашние животные? Назовите правила общения с ними. 4. По описанию угадайте ядовитые растения.
- У растения есть красивые душистые цветки и красные ягоды. Растение насквозь пропитано смертельным ядом. Его животные обходят стороной.
(Волчье лыко)
- Растение очень опасное, ядовитое. Его единственная ягода сизовато - чёрного цвета, похожа на глаз птицы. Животные обходят его стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся.
(Вороний глаз)
- Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют пчёлы и шмели. Плод - круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - лекарство, которое укрепляет и улучшает работу сердца.
(Ландыш).
IV. Сообщение темы урока
На доске изображен дом (слайд8)
Учитель: что это?
Учащиеся: дом.
Учитель: да, это дом в котором мы с вами живем. По - гречески дом называется «ЭКОС» (табличка на доске)
- А что окружает дом? ( природа)
- Можно ли природу назвать нашим общим домом? Почему?
Учитель: как называется наука о нашем общем доме?
Учащиеся: экология (слайд9)
«ЭКОС» - ДОМ , ЛОГОС» - УЧЕНИЕ, НАУКА»
|
.Учитель:. - К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности.
-Кто в этом повинен? Чаще всего сам человек.
На доске появляется изображение человека
- Но и сам человек нуждается в защите.
И тема нашего урока "Экологическая безопасность". (слайд1) Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
V. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Сегодня нам на уроке понадобится ваше внимание, поддержка, помощь.
- Закройте глаза, вслушайтесь в слова:
Темно. Вы ничего не видите. Ничего раньше и не было, кроме тьмы, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. Жизнь начинается. И важно, чтобы всё продолжалось вечно.
- Откройте глаза.
- А без чего невозможна жизнь, вспомним, отгадав кроссворд. ( слайд10 )
- Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле? (Солнце)
- Вещество, которое есть на нашей планете в 3-х состояниях? (Вода)
- Плодородный слой Земли. (Почва)
- Смесь газов. (Воздух)
- Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва? ( слайд11)
. (Окружающая среда)
VI Изучение нового материала
Учитель: назовите три самых необходимых компонента для жизни человека.
Учащиеся: воздух, вода, продукты питания.
Учитель: поговорим о воздухе.
- К чему по-вашему приводят вулканический дым, лесные пожары, выхлопные газы автомобилей, дым из труб заводов, дым сигарет?
Учащиеся: К загрязнению воздуха.
Учитель: источники загрязнения воздуха бывают двух видов (слайд12)
Естественные
|
Искусственные
|
Вулканы, лесные пожары
|
Дым из труб заводов и кочегарок
Выхлопные газы автомобилей
|
( слайд13 -14 ) 1уч: Ежегодно в атмосферу Земли выбрасываются сотни тонн вредных веществ, которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей.
2уч: Особенно опасны для жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром с территорий, где происходят испытания ядерного оружия или произошли аварии на атомных электростанциях.
Учитель: что можете сказать в защиту человека? Что нужно делать человеку, чтобы предотвратить загрязнение воздуха?
Учащиеся: воздушные фильтры на трубы, сажать деревья, выключать двигатели машин, работающие при длительной стоянке, не курить в общественных местах.
Учитель: а вот еще одна история (слайд 15)
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки, Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Учитель: вот такая грустная история! Что забыли сделать ребята, уходя домой?
Загрязняется не только воздух, но и вода. Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения. Без воды нет жизни на Земле, Вода нужна всему живому: растениям, животным и, конечно, человеку. Можем ли мы пить воду в таком виде, в каком она встречается в природе?
Ученик: Нет, так как она может принести вред здоровью человека. Учитель: как же обезопасить себя? Ученик: Воду надо очищать.
VII Проведение опыта по очистке воды ( С предварительным инструктажем по технике безопасности).
-Ребята, давайте мы с вами проведём опыт по очистке воды. Запиши свои наблюдения в тетрадь с. 20 №2
- Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.
В одной капле содержится большое количество микробов, поэтому её надо обрабатывать хлором.
Для того, чтобы очистить воду от хлора и вредных примесей применяют бытовой фильтр. ( см в учебнике ) Есть ещё другие способы очистки (с помощью серебра, кипячения, заморозки).
VII Обобщение полученных знаний
Учитель: Человек загрязняет окружающую среду сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, выбросами водного и автомобильного транспорта. Соли различных тяжелых металлов попадают в водоемы и их поглощают водные растения. Далее эти растения, соответственно, поглощают растительноядные животные , их поедают хищники. Таким образом, выстраивается цепочка загрязнения, звенья которой могут послужить продуктами питания для человека, т.к. человек употребляет в пищу продукты растительного и животного происхождения. ( слайд16)
Вывод: загрязняя воздух и воду, человек получает продукты питания, содержащие вредные вещества. - Как прервать цепь загрязнения, чтобы не приносить вреда здоровью человека?
Учащиеся: не ловить рыбу в грязных водоемах; не собирать грибы и ягоды рядом с дорогами и др. А самое главное не загрязнять водоемы, леса.
VIII Итог урока
- Соедините части текста стрелками: (работа по карточкам)
"Цепь загрязнения"
|
Защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды
|
"Экологическая безопасность"
|
Прибор для очистки воды в бытовых условиях
|
"Бытовой фильтр"
|
Движение загрязняющих веществ по цепочке
|
- Проверь себя! ( слайд17)
- Что такое экологическая безопасность? Допиши это определение в тетради на с.17 №1
(слайд18)
«Человек, ты должен не только уметь защитить себя от вредного воздействия окружающей среды, но и сам, не становиться источником загрязнения природы!»
Самое важное - каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду.
IX Домашнее задание В учебнике с. В тетради с.17-19 №2
Энергизатор
Вам тепло? Да.
Вам светло? Да.
Прозвенел звонок? Да.
Уже закончился урок? Да.
Получили «пять»? Да.
Идите отдыхать!
|